Все социальные животные так или иначе общаются друг с другом, от пчел и муравьев до китов и обезьян, но только люди разработали язык, который представляет собой нечто большее, чем набор заранее подготовленных сигналов.

Наша речь даже физически отличается от общения с другими животными. Она исходит из коркового речевого центра, который не реагирует инстинктивно, но организовывает звук и смысл на рациональной основе. Этот отдел мозга уникален и присутствует только у людей.

Когда же мы заговорили?

Предлагаемые различными учеными  даты возварьируются от двух миллионов до 50000 лет назад. Это огромный промежуток времени, а значит нескончаемое поле для  дальнейших исследований.


Когда и как развивался наш особый талант разговаривать, сказать пока невозможно. Но обычно предполагается, что его эволюция должна была быть длительным процессом.

Наши предки, вероятно, говорили миллион лет назад, но с более медленной поставкой, меньшим словарным запасом и прежде всего более простой грамматикой, чем мы привыкли.

Около 1,75 миллиона лет назад наши предки достигли эволюционного прогресса. Они начали производить каменные ручные топоры для изготовления которых требовась та четкость и точность, которая не нужна была при производстве более ранних и примитивных инструментов.  Примерно в то же время эти доисторические люди начали говорить. Из этого можно сделать вполне обоснованные выводы, что навыки изготовления орудий труда и языковые навыки развивались паралельно.

К такому выводу пришли исследования, опубликованные археологом Натали Тайс Уомини и психологом Георгом Фридрихом Мейером в журнале PLOS ONE. Это провокационное исследование, в котором используются современные методы визуализации мозга для исследования острых вопросов нашего далекого прошлого.

Вопрос о том, когда наши предки впервые заговорили, очень сложен и остается открытым. Поиски ответа на него  сильно отличаются от исследований того же бипедализма, где скелетный материал может дать ключевые подсказки, или изучение технологий или искусства, где артефакты сами по себе могут содержать ответы на многие вопросы.  С изучением возникновения и развития ранней речи все сложнее.